Поэволюционируем? Обзор "Эволюции"
Ни в путеводителе, ни в постах со времени последнего обновления путеводителя я, к своему удивлению, не обнаружила обзора игры «Эволюция», хотя с момента ее выхода прошло изрядное время. Между тем, игра обзавелась парочкой дополнений и продается практически в любом магазине настольных игр. Попробуем все-таки разобраться, почему.
Не то чтобы «Эволюция» сразу привлекала внимание. Коробка обладает сдержанным дизайном, полностью совпадающим с оформлением самой игры. Выглядит не слишком надежно – картон довольно хлипкий, так что обращайтесь с ней аккуратней. Внутри бокса можно найти правила, промо-брошюру, кубики, жетоны еды и, собственно, игровые карточки.
Выполнены они фактически в одном-двух цветах разной степени интенсивности, обложка приятного зеленого оттенка. Игровая сторона преимущественно того же цвета, но встречаются красные, желтые, фиолетовые и синие элементы. Игра придумана российским ученым-биологом, что наложило на нее некий специфический привкус академичности и… биологичности? Одной из целей игры можно считать популяризацию логики эволюционного отбора.
Правила крайне наглядные, с примерами и пояснениями по каждой карте.
Всем участникам сдается по 6 карт (или больше, если у вас есть дополнения), и игра начинается. Главная задача – выжить любой ценой! Каждая карта имеет минимум два значения, а обычно все три. Во-первых, карта обложкой вверх означает, собственно, животное. Во-вторых, на лицевой стороне подробно описано какое-либо свойство, которое придается животному, а в-третьих, в нижнем углу вниз головой обычно можно найти более распространенное свойство, такое как «хищник», «жировой запас» и «водоплавающее». Карту можно использовать одним из трех доступных способов.
Игра состоит из трех фаз. Очередность хода определяется броском кубика или добровольным желанием. Собственно кто сдает/кто первый/в каком порядке ходить, мы особенно не задумывались – никаких отдельных правил на это нет, все стандартно.
Игра делится на несколько фаз. Первая – фаза развития. Игроки по очереди играют из руки по одной карте до тех пор, пока не решат, что этого достаточно. Можно выпускать в мир новые виды, а можно улучшать уже имеющиеся – с оглядкой на действия противников. Много беззащитных животных? Время завести хищника! Хищники подкрадываются со стороны оппонента? Пора покрыться камуфляжем. Надо помнить две вещи: во-первых, своих животных вам предстоит накормить, а во-вторых, в конце игры всех ждет подсчет очков, и, чем более сложное животное до него доживет, тем больше вы получите очков. Базово каждому животному требуется по одной фишке еды, но некоторые черты вынуждают есть больше. Сложнее накормить хищников, больших животных и животных, зараженных паразитом. Но зато их гораздо выгоднее довести до финиша.
Во втором издании крайне странный цвет фишек. По идее это синий, красный и желтый, как и написано в правилах.
Во второй фазе определяются ресурсы на этот ход. Тот, кто ходил первым, бросает кубики и определяет размер кормовой базы (в зависимости от количества игроков могут быть прибавки). На стол выкладывается соответствующее число фишек еды. И самое напряженное напоследок – фаза питания. Каждый игрок по очереди может взять фишку из кормовой базы и накормить ей животное или же использовать определенные способности для этой фазы – например, сожрать кого-нибудь или вытоптать одну единицу питания. Помимо кормовой базы, животные могут получать дополнительную еду (уже синие фишки) с помощью своих эволюционных черт. Удачная охота приводит к смерти атакованного животного и приносит хищнику две синие единицы питания, синюю же фишку получает в этот момент один из падальщиков. Животные, которые так и не сумели насытиться, вымирают. После игроки получают по одной карте плюс по карте за каждое свое выжившее животное, и ход переходит следующему игроку, а тот, кто был первым, тасует колоду. Игра заканчивается, когда заканчиваются карты в колоде, и происходит подсчет очков. Очки даются по два за каждое выжившее животное, по одному за каждую его карту характеристик и по очку за дополнительные единицы еды, потребовавшиеся животному. Какой-нибудь зараженный паразитом водоплавающий хищник с острым зрением, которого было чертовски трудно прокормить, принесет десяток очков.
Как-то так выглядит процесс кормления у одного игрока. Среднее животное еще голодно.
Правила достаточно логичные, хотя пара тонких мест все же имеется. Нам приходилось обходиться общей договоренностью, правда, возможно, мы недостаточно внимательно прочли нужные места. У «Эволюции» необычная и свежая стилистика, и, хотя во многих играх можно улучшать своих миньонов, развитие как цель – достаточно нечастое явление. Для настольных игр, разумеется, в реальной жизни – сплошь и рядом.
Уверенное освоение правил приходит не сразу, поначалу путаешься в цветах еды, особенностях приобретения и сжигания жира, и том, кто, когда и у кого может подрезать фишку. Самый длительный период – «гонка вооружений» в фазе развития. Чем больше игроков, тем больше будущих конфликтов и тем интереснее. Кому-то повезет на карты коммуникации, и его подопечные будут сыты все вместе одной едой, кто-то готовится вытоптать пастбища за собой, и тут на сцену выходит хищник, что делать? Появляются падальщики, травоядные отращивают отбрасывающиеся хвосты или уходят под воду, где их не достать. Хищнику приходится адаптироваться за ними, ведь теперь на него нужно больше еды, и тут кто-то вспоминает, что именно он ходит первым, и заводит своего охотника. А в следующем ходу условия меняются, и ценные в прошлом качества становятся ненужными рудиментами (хотя никто не гарантирует, что они не понадобятся вновь). В общем, процесс эволюции воспроизведен крайне наглядно.
Игра преимущественно тактическая, просчитать все возможные варианты взаимодействий непросто. Более того, к тому моменту, как противник выложит свой главный козырь, у вас уже может не остаться карт для ответных действий. Неожиданности ждут вас и в совершенно рандомной фазе определения ресурсов: на этом ходу выпало 12 единиц, и вашими животными столько и не съесть и не вытоптать, а в следующей выпадет двоечка, и тут-то все взвоют. Даже фаза питания полна сюрпризов. Казалось бы – все рассчитал, но тут противник пиратствует еду, и думай теперь, как накормить своего большого хищника.
Эволюция – тактическая игра с огромной ролью элемента случайности. Ваши животные должны быть готовы ко всему! Отдельным пунктом развлечения стоят попытки понять, что за животное такое появилось в ходе эволюции. Рекомендовано всем людям, неравнодушным к биологии, а так же тактике и настольным играм. И хотя любителям сложносочиненного сеттинга может быть скучновато, зато привлечь негеймерскую общественность любого возраста будет значительно проще.
Знаете, как для меня выглядит гру? Это с випом причем (только дареный - видимо, с баннерами).
Что мне надо сделать, чтобы я могла писать посты в духе самиздата? Архаично и только текст.
*бьющийся в истерике смайлик, полчаса грузивший картинки на своем нетбуке*